Сауны, бани Усть-Каменогорск

Сауны и бани в Алматы
Поиск бани на карте
Поиск бани на карте
Расширенный поиск
Специальные акции, скидки
Версия сайта для КПК
Добавить баню, сауну

Рекомендуем:

Сауна на Омской
Сауна \"Сауна на Омской\"
г. Усть-Каменогорск, ул. Омская 2Посмотреть схему проезда
Тел.: 8 (7232) 52-95-13

Бизнес-центр "NADAL"
Сауна \"Бизнес-центр
г. Усть-Каменогорск, ул. Мызы 13Посмотреть схему проезда
Тел.: 8 (7232) 26-77-68

Гостиный двор «Галирад»
Сауна \"Гостиный двор «Галирад»\"
г. Усть-Каменогорск, ул. Прохладная, 16 (рядом с Аэропортом, ж/д вокзалом)Посмотреть схему проезда
Тел.: 8-7232-54-24-66, 8-777-152-87-17

Cтатьи:

Строительство бани, сауны(32)
Баня и здоровье(23)
Национальные бани и сауны(9)
Полезные советы(10)
Веники(6)
Разное(5)
Сауны Алматы
 Каталог бань и саун  Статьи   Видео   Банный юмор 

Личный кабинет: вход или регистрация

Сауна и баня На главную страницу
  Статьи, советы, рекомендации            
сауны и бани

  1. Строительство бани, сауны(32)
  2. Баня и здоровье(23)
  3. Национальные бани и сауны(9)
  4. Полезные советы(10)
  5. Веники(6)
  6. Разное(5)

Разное

История зазвития мыла.
(просмотров 3150)
Парение в сауне
(просмотров 3109)
Самые необычные передвижные сауны в мире.
(просмотров 4634)
Случай из жизни
(просмотров 3063)
Банный обряд
(просмотров 3656)

Банный обряд

Банные обряды, проводимые на Руси с древнейших времён во многом сходи между собой и имеют лишь некоторые незначительные различия. Во время банного обряда банщик занимается отпариванием и очищением человека пришедшего в баню. Или же сам человек является для себя банником, он и парит себя сам, придя в парилку. Банный обряд традиционно начинается с приветствия банного духа, это делает банщик. Он, прежде всего, договаривается с банным духом - Банником о том, чтобы тот помог очищению. Затем создаёт нужный пар в парной, что само по себе тоже является искусством. И лишь после этого все начинают париться.

 

 

В первый заход обычно никто не парится. Все только разогреваются, дышат, почёсываются, помогая таким образом коже лучше раскрыться. А вот во второй, или даже третий заход уже начинают париться веником. Веники подбираются разные, специально под состояние. Берёзовый для одного состояния, дубовый для другого, липовый для третьего, пихтовый для четвёртого, кедровый для пятого. Так же используются и можжевеловые, крапивные, рябиновые, эвкалиптовые, осиновые и смешанные веники, и ещё не мало других. Каждый веник несёт в себе своё состояние которое и используется для банного лажения. Каждое дерево имеет свои характерные особенности и свою силу. Эти особенности деревьев, вместе с их силой и используются во время парения для создания у человека нужного состояния.

 

Парить веником тоже нужно уметь. Нужно не просто хлестать человека, а подхватывая веником пар, направлять его на нужные места на теле, чтобы этот пар выгнал из тела боль и напряжения, разбил или растопил хворобу. Иначе говоря, при помощи веника создаётся движение, которое, проходя сквозь тело человека, прочищает его от всего чужеродного, и вносит в него новые силы жизни. Это движение вносит в человека не только силы банной парной, но и те силы, что находятся в самом венике. Эти силы объединившись вместе и создают в человеке нужное состояние и Лад.

 

Париться веником начинают с ног. Сначала пропаривают ступни, затем все ноги, постепенно поднимаясь вверх, к туловищу. Затем парят промежность, поясницу и живот. После этого начинают парить ладони, руки, спину и грудь. И после того, как все части тела первоначально пропарены веником, начинается выравнивание состояния. Для этого нужно видеть и чувствовать, где в человеке находятся напряжённые и плохо пропаренные места. И уже по этим местам хлестают веником. Очень важно во время парения чувствовать человека, которого парите, чтобы не перепарить его. Да и самому тоже нужно прислушиваться к своему организму, чтобы не перебрать с разогревом или охлаждением.

 

И так делается по несколько заходов. После каждого захода происходит обливание холодной водой, которая при этом предварительно заговаривается. Если есть рядом какой-нибудь водоём или бассейн, в который можно окунуться или нырнуть, то, это будет лучше чем обливание. Очень часто во время банных процедур делают заговор на воду. Заговор накладывается, как на находящуюся в ёмкости для обливания воду, так и на проточную, речную, озёрную, или находящиеся в бассейне воду.

 

Заговор воды направлен на очищение и является частью всего банного обряда. Заговор может родиться спонтанно, непосредственно перед обливанием или окунанием в воду. А может быть подготовлен заранее. Существуют так же и готовые традиционные заговоры воды, которые используются в народе на протяжении десятков столетий. Вот примеры таких заговоров:

 

"Вода, Водица, Красная Девица, бежали ты через горы и леса, омывала ты серы камни и белые коренья, так омой и очисть меня, добра молодца [ имярек ] (или же красну девицу, если это женщина), от хвори, болезни, порчи, сглазу, и всякой нечисти".

 

"О, Святая Вода, омываешь ты крутые берега, так омой и меня добра молодца [ имярек ], (или же красну девицу, если это женщина), от всей существующей нечисти".

 

"Как с гуся вода, так с [ имярек ] худоба!"

 

Каким бы не был заговор, древним или только что рождённым, он должен читаться от сердца или от души, только тогда он будет иметь свою чудодейственную силу. По сути заговор - это всего лишь образ, образ того воображаемого действия которое должно произойти согласно вашему желанию (в общем смысле - очищение души и тела). А образы, в свою очередь, имеют очень большую силу. Все происходящие в нашей жизни действия так или иначе происходят в соответствии с какими-то образами. Разница лишь в том, что одни образы создаются в нашем уме, а другие в безличностном сознании. Но сама по себе действенность образов бесспорна. Они есть, и они действуют. Именно это понимание и лежит в древнем русском искусстве заговоров.

 

Банный обряд всегда должен начинаться с приветствия Хозяина Бани, или духа бани - Банника. Приветствие это так же является своего рода заговором, заговором пространства и среды, в котором будет проводиться банный обряд. Это настраивание данной среды на определённый Лад. Такое настраивание так же может происходить как по заранее заготовленному заговору - приветствию, так и по рождённому спонтанно прямо при входе в парную. Вот пример такого традиционного заговора-приветствия:

 

"Здравствуй, Хозяин Байнушко (Баннушко), Мир тебе и покой! Лёгкого тебе парку!"

 

 

Обычно сразу после прочтения такого заговора-приветствия, на камену подаётся ковшик горячей воды и поднимающийся с каменки пар, равномерно распределяется круговыми движениями веника или полотенца по всей парилке. Это и есть создание лёгкого пара. Дело в том, что пар в парилке обычно стоит слоями. Вверху находятся более горячие, более сухие и более лёгкие слои воздуха - пара, а чем ниже, тем слои пара становятся всё более холоднее, более влажнее и тяжелее. И если не перемешать эти слои между собой и не создать в парной единое по температуре и влажности пространство пара, то пар такой будет восприниматься как "тяжёлый". Тяжёлый он оттого, что голова будет нагреваться, а ноги охлаждаться, и всё тело будет пребывать в разных температурных и влажностных слоях, в слоях разного давления. Всё это будет создавать в теле ощущение разобщённости и раздробленности, и восприниматься как ощущение тяжести.

 

Когда же пар в парилке однородный, то он, даже если в парной очень высокая температура, не обжигает ни тело снаружи, ни носоглотку при вдохе, и вся парная среда воспринимается как прозрачно лёгкая и как бы проходящая сквозь тело. Это и есть ощущение лёгкого пара, пара создающего в теле и душе ощущение лёгкости. Многие люди считают, что в парной нужно во что бы то ни стало создавать очень высокую температурную среду. Лучше себя не насиловать (особенно людям "в возрасте") дабы чего худого не произошло в бане. Излишне высокую температуру делать не нужно, как и излишне низкую. Нужна "золотая середина". А она для всех людей разная. Кому-то очень нравится сидеть при 120-140 градусах, а кому-то и 70-80 градусов вполне достаточно.

 

Перепад температур во время банного обряда - очень полезная вещь. Она, кроме очищения, даёт ещё и закаливание всего организма, вырабатывает в нём способность противостоять внешним воздействиям и удерживать внутренний Лад. Во время резкого перепада температур создаётся очень мощное внутреннее движение, за счёт которого и происходит такое же мощное очищение.

 

По окончании банного обряда, обязательно нужно поблагодарить банного духа за то, что помог очиститься и наполниться новыми силами. Пусть после вас остаётся приятная, радушная и благодарственная среда, ведь Русская Баня - это храм очищения, объединяющий в себе все природные стихии: огонь, воду, воздух и землю, а также пространство в котором все эти стихии пребывают в определённом равновесии. Огонь разогревает землю (каменку), воду и воздух. Банщик поддаёт разогретой водой на каменку, и затем, веником перемешивает вышедший из каменки пар. Он, таким образом, перемешивает между собой силы четырёх стихий. Перемешавшись в определённых пропорциях, силы стихий создают в пространстве парной определённое равновесие, называемое ЛАД.

 

Находящийся в это время в парилке человек оказывается погружённым в эту ладную среду, и его внутренние силы, силы природных стихий, из которых состоит человек, тоже начинают приходить в состояние равновесия - Лада. Таким образом, у человека происходит процесс отлаживания всего организма, иначе говоря, идёт лажение. Ну, а если к этому добавить ещё и всё остальное - веник из определённых пород деревьев, пар из травяных настоев и холодное обливание, то получится очень сильное очищение и восстановление всего организма. Не зря же говорят, что после бани, будто заново рождаешся. А русские народные поговорки: "Если б не баня, так и нас бы не стало", и "Баня парит, баня правит, баня силушки даёт", как нельзя лучше, это подтверждают.

 

После баньки приветствовали: "С лёгким паром, с горячим самоваром!" (ибо обычно после бани садились пить чай). Благодарили за неё тоже особыми присловьями: "На пару, на баньке, на веничках!"; "На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре".

 

И в свадебных обрядах без бани не обходилось. О невесте, что шла туда перед венчанием, шептались: "Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки". Считалось, что молодожен не будет колотить спутницу жизни, если в предсвадебной бане не бить клюкой головёшку в банной печи. О самой свадьбе так говорили: "По рукам, да и в баню. Дай бог любовь да совет!" Или так: "По рукам, да и в баню. Репа продана, и воз накрыт". И велели молодым: "Жена мужа почитай, как Предков и Богов своих; муж жену береги, как трубу на бане!"

 

По традиции "банником" назывался также и хлеб, которым мать невесты благословляла к венцу молодых. Этот хлеб да соль, жареную птицу и столовые приборы зашивали в скатерть и передавали свахе, которая на другой день после свадьбы раскрывала это приготовление, тоже называвшееся банником, и вручала новобрачным по выходе из бани.

 

О сложностях в семейной жизни была придумана такая шутка: чёрт с тобой, не живи со мной; пойдём в баню да разведёмся! В народном юморе баня вообще была очень популярна. Например, так шутили: "Вот тебе баня ледяная, веники водяные, парься - не ожгись, поддавай - не опались, с полка не свались"; "Блошка банюшку топила, вошка парилася, с полка ударилася".


 

Баню славяне очень уважали. И столько добрых слов о ней потомкам оставили. О пользе её в старину так говаривали:

 

"Баня - мать вторая: кости распарит, всё дело поправит!"

"Коли б не баня, все б мы пропали!"

"Баня все грехи смоет!"

"Хорошая баня лучше сытного обеда!"

"Помылся в бане - как сто пудов с себя снял!"

"Баня любую болезнь из тела гонит!"

"Вылечился Ваня - помогла ему баня".

"Банька - не нянька, а хоть кого ублажит".

"Баня здоровит, разговор веселит".

"В бане помыться - как заново родиться".

 

Народная мудрость велела блюсти вековечные правила и мыться в бане в шестой день недели (шестицу). А что в русской бане важнее всего? Пар да веник. Про банный пар так говорили:

 

"Дух парной, дух святой!"

"Баня без пара, что щи без навара!"

"Пар костей не ломит, вон души не гонит!"

"В бане парок и ладит, и гладит".

"Душистый пар не только тело, но и душу лечит".

"Жаркий пар любой недуг исцелит".

"Поддай парок да лезь на полок".

"Когда паришься - тогда не старишься!"

 

А веник банный величали в бане господином, или набольшим (самым главным), из века в век повторяли: "Банный веник и царя старше, коли царь парится"; "Веник в бане всем начальник"; "В бане веник дороже денег"; "Баня без веника - что стол без соли". И забавную загадку придумали: в поле - в покате, в каменной палате, сидит молодец, играет в щелкунец: всех перебил, и царю не спустил.

 

"Пристал, как банный лист" - и поныне говорят о надоедливом человека, а выволочкой грозя, обещают "задать баню". Её же припоминали, высказываясь: о глупости ("Каких только дураков нет, и после бани чешутся!"); о недальновидности ("Ума - два гумна, да баня без верху"); о поспешности ("Слепой в баню торопится, а баня не топится"); о болтливости ("Анна - затычка банна"). А утешение расстроенному человеку выражалось так: "баня смоет, шайка сполоснёт".

 

По славянскому преданию, сам Господь, парясь в бане, бросил обмылок (или ветошь), и из брошенной им вещи появился человек. И жертвенных кур Сварогу (Богу-кузнецу, создателю) и Сварожичу (огню) приносили в бане. Это объясняет смысл многих из приведённых пословиц. Миф творения, например, раскрывает до прозрачности выражение "в бане помылся, как заново родился". А свадебная баня - аналог сакральному обряду, что проводился на Купалу, где она символизировала священный брак огня и воды.

бани и сауны
 
Бани и сауны баня и сауна
Каталог бань и саун | Поиск | Статьи | Реклама на сайте | Добавить баню в каталог
Города:  Алматы | Павлодар | Усть-Каменогорск
E-mail: info@bany.kz | Телефон: +7(727)329-17-05 | Copyright © 2010-2012 Баня.KZ
Яндекс.Метрика Страница сгенерирована
за 0,058 с.